Интернет-ресурсы московской области
Губернатор Московской области
Новости Губернатор Команда Деятельность Пресса Обратная связь Контакты


 Доклад Губернатора Московской области Б.В. Громова на областном совещании 29 января 2004 года.

 по вопросу тарифной политики в жкх

 О состоянии объектов жкх Московской области в отопительном сезоне 2003-2004 г.г.

 О мерах по благоустройству территории области в весенний период

 Программа

 Доклад Громова Б.В. за первое полугодие 2003 г.


Доклад Губернатора Московской области Б.В. Громова
на областном совещании 29 января 2004 года.

Уважаемые участники совещания!

Прошу набраться терпения, так как мой доклад будет по продолжительности больше, чем обычно.

Закончился очередной год.

Завершились, в основном, предвыборные баталии.

В целом 2003 год сложился удачно.

Фактически все намеченное нами выполнено. По ряду показателей результаты превысили прогнозы.

Положительные результаты явились следствием сплоченной, целенаправленной работы всех звеньев управления областью: Правительства, Московской областной Думы, муниципальных образований.

В целом нам удалось сохранить высокие темпы развития экономики.

По оценке Московского областного комитета государственной статистики темпы роста валового регионального продукта области составили 10 процентов, что на 3,4 процента выше средних российских показателей.

Учитывая отсутствие в области сырьевых источников, мощных финансовых центров, сложившуюся структуру экономики с преобладающей долей федеральной собственности, ориентированной преимущественно на решение российских задач, это достаточно высокий показатель, как по меркам страны, так и по международным критериям.

Достаточно сказать, что в течение прошлого года международный кредитный рейтинг области подтверждался дважды и сегодня определен как Стабильный.

Финансовое положение Московской области устойчивое. Доходная часть бюджета области выросла на 30 процентов и составила 76,5 миллиардов рублей.

Объем промышленного производства вырос на 15,9 процента и достиг 290,7 миллиарда рублей. По данному показателю область занимает четвертое место в России.

Несмотря на сложные погодные условия 2003 года, труженики сельского хозяйства справились с поставленными задачами. Наша область один из немногих субъектов Российской Федерации, которая по всем показателям превысила результаты 2002 года.

А по производству мяса, молока, овощей, яиц область вышла на лидирующие позиции в стране. Темп роста сельскохозяйственного производства составил 103,9 процента к прошлому году.

Существенные изменения произошли на потребительском рынке области.

Это особенно радует, поскольку ярко свидетельствует о повышении платежеспособного спроса населения, а, следовательно, о повышении качества и уровня жизни населения.

Товарооборот розничной торговли вырос на 15,3 процента.

По этому показателю мы почти вдвое превысили среднероссийские показатели и заняли первое место в Центральном федеральном округе.

Оборот общественного питания вырос на 42 процента, объем платных услуг на 4 процента.

Существенно активизировалась деятельность оптового рынка.

Объем оптовой торговли вырос в 1,3 раза. Это мощный задел для развития розничной торговли в наступившем году.

Успехи в реальном секторе экономики, социальной сфере во многом обусловлены повышением инвестиционной активности предприятий и организаций.

Объем освоенных инвестиций в целом по области вырос на 24 процента и достиг 86 миллиардов рублей.

В экономику области привлечено 1 миллиард 250 миллионов долларов иностранных инвестиций. Это произошло впервые, а начинали мы с 250 миллионов долларов в 2000 году.

Общий объем накопленных иностранных инвестиций превысил 3 миллиарда долларов США.

За счет всех источников финансирования в 2003 году введено в строй:
45 современных торговых предприятий на 50 тысяч квадратных метров;
введено в действие:
впервые, 4 миллиона квадратных метров жилья;
10 школ на 4345 ученических мест;
больниц на 310 коек;
6 поликлиник на 1415 посещений;
спортивных сооружений на 16790 посадочных мест;
введено 75 тысяч телефонных номеров;
отремонтировано и построено 983 километра дорог;
проложено 719 километров газовых сетей.

Приняты в эксплуатацию современные спортивные сооружения в Чехове, Клину, Мытищах, Серебряных Прудах, Лобне, Ногинске, Реутове, Дмитрове и Щелково.

Осуществлялись ремонтно-реставрационные работы по 41 объекту культуры.

На дороги области в 2003 году вышло 315 новых автобусов, восстанавливается таксомоторное хозяйство, введено в строй 5 автовокзалов и станций.

На приобретение медицинского оборудования направлено более 248 миллионов рублей.

Развитие экономики области позволило в значительной степени поднять уровень жизни населения.

Средняя заработная плата по области выросла в 2003 году на 28,8 процента и составила к концу года 6538 рублей.

Причем заработная плата работников бюджетной сферы выросла на 40 процентов и достигла 6 тысяч рублей.

Денежные доходы на душу населения выросли на 35,5 процента и составили к концу года 6 тысяч рублей.

Впервые за последние годы уровень инфляции в Московской области был ниже, чем в России.

Задолженность по заработной плате работникам всех отраслей экономики (кроме бюджетной сферы, где нет задолженности) сократилась почти на 40 процентов.

Улучшилась демографическая ситуация. Коэффициент рождаемости увеличился на 6,3 процента, естественная убыль населения сократилась на 2 процента.

Значительно увеличилось количество жителей области, и что особенно радует, молодежи и детей, активно занимающихся физкультурой и спортом, охваченных организованным досугом, занимающихся эстетическим творчеством.

Однако набранные темпы, достигнутые результаты не могут служить поводом для успокоения и свидетельствуют лишь о правильности выбранного пути развития, являются базой для дальнейшего поступательного развития области и каждого муниципального образования.

Для этого необходимо реально оценить состояние всех секторов экономики, выявить сложившиеся диспропорции и главное реализовать планы по их преодолению.

Важнейшей задачей, подлежащей решению в наступившем периоде, является сокращение различий в социальном и экономическом развитии муниципальных образований области.

Определенные успехи в этом направлении сделаны.

Если в 2000 году, лишь пять муниципальных образований относились к категории высокоразвитых территорий, то в 2002 году их число составило уже 17.

Значительного прогресса добились Ступинский, Ленинский, Домодедовский, Красногорский, Мытищинский районы, города Дзержинский, Жуковский, Королев, Дубна.

Вместе с тем, проблема остается острой. И во многом свидетельствует об уровне руководства муниципальных образований.

Если в 2003 году Балашихинскому, Каширскому Серпуховскому, Наро-Фоминскому, Солнечногорскому, Рузкому районам, городам Краснознаменск, Бронницы, Троицк, Фрязино, Протвино, поселку Котельники удалось почти вдвое увеличить объем производства, то в Лотошинском, Волоколамском районах, городах Черноголовка, Лосино-Петровский, Долгопрудный, Климовск, Рошаль, Пущино по этому важнейшему показателю не смогли выйти даже на уровень 2002 года.

Низкими темпами развивается промышленность в Красногорском, Химкинском, Подольском, Мытищинском Озерском районах, городах Серпухов, Жуковский, Орехово-Зуево.

Лидерами промышленного производства остаются Ступинский, Раменский, Ногинский районы, города Электросталь и Подольск.

Значительное снижение сельскохозяйственного производства допустили Солнечногорский, Люберецкий, Орехово-Зуевский, Балашихинский, Павлово-Посадский районы.

В то же время, в Озерском районе темпы роста сельскохозяйственного производства превысили 170 процентов, в Домодедовском 136 процентов, Одинцовском, Шаховском, Клинском, Зарайском, Красногорском районах 125 процентов.

Еще большая дифференциация наблюдается в развитии потребительского рынка области.

Лишь 12 муниципальных образований превысили среднеобластной уровень товарооборота и 22 уровень платных услуг на душу населения.

Далеко не все главы муниципальных образований осознали важность задачи повышения уровня заработной платы работающего населения в значительной степени определяющей и уровень жизни населения и доходную часть бюджетов всех уровней. Лишь в 23 муниципальных образованиях уровень заработной платы превышает среднеобластные значения.

В 27 муниципальных образованиях остается высокая задолженность по заработной плате.

Лидерами, в кавычках, здесь являются Сергиево-Посадский, Орехово-Зуевский, Раменский, Луховицкий районы, города Электросталь, Красноармейск.

Борьба с бедностью, повышение реальных денежных доходов населения определена Президентом Российской Федерации, как первостепеннейшая задача, определяющая экономическое и социальное развитие государства. И об этом всем следует помнить.

Основой развития экономики и социальной сферы есть и будет реальный сектор экономики.

Достигнутые темпы свидетельствуют о том, что в этой сфере многое сделано.

Улучшается финансовое положение предприятий и организаций.

По итогам 2003 года суммарная прибыль предприятий и организаций увеличилась в 1,6 раза.

Сократилось количество убыточных предприятий.

Продолжается реструктуризация экономики в сторону увеличения доли предприятий и организаций с конечной добавленной стоимостью.

Вместе с тем, количество убыточных предприятий сокращается крайне медленно. По итогам года почти треть предприятий показали убытки. Их объем составил 8,8 миллиардов рублей.

Средняя заработная плата в производственном секторе, хотя и выросла на 22,2 процента, но остается низкой и не соответствует темпам роста прибыли.

Лишь один процент предприятий и организаций соответствуют техническим требованиям, предъявляемым при вступлении в ВТО. Тревожит ситуация опережающего темпа роста импорта по отношению к экспорту.

Настало время переходить от количественной оценки темпов роста производства к качественному преобразованию всей экономики области.

В условиях современной экономики непосредственное влияние государства на развитие экономики возможно лишь через пакеты принадлежащих ему акций.

Это тем более актуально, поскольку перед нами стоит задача реорганизации государственных и муниципальных предприятий. В первую очередь, в системе коммунального хозяйства.

Практика показала, что при умелом подходе к управлению государственной собственностью можно достичь значительных результатов.

По итогам года доходы консолидированного бюджета от имущества государственной и муниципальной собственности увеличились вдвое и достигли 5,3 миллиарда рублей.

Развитие экономики области без активизации инвестиционных ресурсов предприятий и организаций области, привлечения внешних инвестиций невозможно.

Бытует мнение, что иностранные инвесторы предпочитают размещать свои проекты около МКАД.

Практика опровергает данное утверждение.

Если Ступинский, Егорьевский, Истринский, Клинский, Наро-Фоминский районы из года в год наращивают иностранные инвестиции на своих территориях, то в Подольский район, города Климовск, Лыткарино, Щербинка за два года не поступило ни одного доллара инвестиций.

При таком подходе можно долго сетовать на дотационность и нехватку ресурсов.

Вторым направлением должно стать развитие секторов экономики, дающих быстрый экономический эффект, имеющих большое социальное значение, либо определяющих стратегические направления развития области.

К таким проектам можно и нужно отнести:
развитие крупных транспортных узлов Домодедово, Шереметьево;
обустройство Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД);
создание собственной сети теплоснабжения и электрогенерирующих мощностей;
развитие системы платных дорог;
строительство систем газо- и энергоснабжения.

В целях реализации данной политики мы должны приступить к созданию областных инвестиционных проектов и программ, отработать схему их соинвестирования и механизм конкурентного отбора инвесторов для их дальнейшей реализации. При этом одним из источников финансирования инвестиций должны стать средства населения.

Область по-прежнему занимает доминирующее положение по строительству жилья и занимает второе место в Российской Федерации.

Однако, острота обеспечения жильем населения области не снижается.

Причиной этого является неотработанность экономических механизмов регулирования рынка жилья.

Развитие жилищного строительства, рынка жилья невозможно без реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

Об этом много говорилось, однако дело движется крайне медленно.

Программа реформирования данного комплекса до сих пор Правительством не рассмотрена.

В основу реформирования отношений в этой важнейшей сфере жизнеобеспечения должно быть положено разделение жилищной и коммунальной сфер, формирование конкурентной среды на рынке услуг.

В истекшем году большая работа была проведена Главным контрольно-ревизионным управлением по проверке финансово-хозяйственной деятельности 20 центральных исполнительных органов государственной власти и многих муниципальных образований.

Результаты проверок способствовали устранению выявленных недостатков и укреплению финансовой дисциплины.

Важнейшими отраслями экономики Московской области остаются сельское хозяйство и пищевая промышленность.

Их значение определяется и геополитическим положением области и аспектами продовольственной безопасности страны.

Последние годы в этой сфере произошли положительные тенденции:
повысилась инвестиционная активность непосредственно сельхозпроизводителей;
более 12 процентов привлеченных инвестиций приходятся на пищевую и перерабатывающую промышленность.

Однако, в этой отрасли остаются нерешенными масса проблем, накопленных годами.

Треть сельскохозяйственных предприятий остаются убыточными. Давно об этом говорим, но сдвигов мало.

Это толкает руководителей предприятий не на совершенствование организации производства, а на распродажу земельных угодий. Самый простой способ латания дыр.

Остается низкой заработная плата работников сельского хозяйства.

Задержка выплаты заработной платы здесь стала нормой.

Отстает в развитии социальная инфраструктура села.

Не отработана система сбыта сельскохозяйственной продукции. Не отлажены кооперативные связи с торгующими организациями, потребительской кооперацией.

Вместе с тем, земля, а это основное богатство области, остается в управлении не всегда эффективных собственников.

Необходимо развивать инфраструктуру, обеспечивающую сбыт сельхозпродукции, развитие собственной базы переработки, хранения и специализированной сети реализации продукции через розничную сеть.

В значительной степени успешное решение данных задач и в целом развитие экономики области будет зависеть от качества транспортной системы, создания собственной системы логистики, развития современной оптовой сети.

В последние годы многое сделано для развития транспортного комплекса.

В истекшем году впервые за пять лет наблюдается положительная динамика грузооборота.

Заменено, как я говорил, 315 единиц автобусного парка.

Автобусные перевозки стали для населения выгодней железнодорожного транспорта. А сервис на порядок выше.

Введено в строй 5 современных автовокзалов и автостанций.

Вместе с тем, ряд поставленных задач решается медленно и требует программных, скоординированных решений, о которых знает Кацыв Петр Дмитриевич.

Сегодня транспорт занимает третье место по наполнению бюджета области. Думаю, что потенциал этой отрасли намного выше.

Последние десятилетия область, как и вся страна, активно занималась индустриализацией, откладывая на будущее совершенствование среды обитания человека.

В последние два года отношение к торговле, услугам, общественному питанию удалось переломить к лучшему.

Торговля и общественное питание наполняет более 20 процентов доходной части бюджета области, а в таких районах, как Мытищинский, Одинцовский, Ленинский, Химкинский, поселок Котельники более 50 процентов.

Однако, именно в этой сфере накоплено наибольшее количество проблем.

По данным Госкомстата Российской Федерации в Московской области более 60 процентов приходится на долю теневого оборота.

Процветает сокрытие заработной платы, обман покупателей, реализация некачественной продукции.

В ходе проверок, проведенных Госторгинспекцией, санитарной службой, органами внутренних дел в течении года выявлено более 16 тысяч нарушений правил торговли и обслуживания населения, использования контрольно-кассовых машин.

Процесс ликвидации объектов неорганизованной торговли хоть и начался, но идет медленно.

Из 317 рынков преобразовано в современные торговые комплексы и центры лишь 19.

Обозначу три основные задачи по совершенствованию работы потребительского рынка.

Первая. Необходимо принять исчерпывающие меры по недопущению деятельности торгующих организаций, не зарегистрированных на территории области.

Вторая. Легализовать заработную плату работников торговли и общественного питания. Средняя заработная плата в каждой организации этой отрасли не может быть ниже среднеобластной.

Третья. Все рынки должны быть преобразованы в торговые комплексы. Вещевых рынков быть не должно. Для реализации товаров продовольственной группы должны быть построены торговые центры, отвечающие современным требованиям архитектуры, эстетики, санитарным нормам. Подобные примеры можно увидеть в Серпухове, Чехове, Подольске, Щелково, Одинцово и многих других муниципальных образованиях.

Важно понимать, что именно различного рода рынки, которые являются питательной средой для криминала, реализации поддельной продукции, дискредитируют облик муниципальных образований и области в целом.

В этих целях в структуре Правительства области образован Комитет потребительского рынка, который продолжит работу, начатую Министерством экономики.

Действия его должны быть законными, но жесткими.

Дальнейшее развитие Московской области и каждого муниципального образования в определенной степени будет зависеть от развития предпринимательства в целом, и малого и среднего, в частности.

Далеко не все осознали это.

Предпочитают больше потреблять, чем вкладывать и организовывать.

Наиболее простым способом доказать государственную заинтересованность в развитии предпринимательства это упростить процедуру регистрации новых предприятий и организаций.

Регистрация любого предприятия, не требующая специального разрешения и лицензий, должна осуществляться в течение одного двух дней.

Для этого необходимо реализовать принцип «одного окна», то есть собрать все службы, участвующие в процессе регистрации в одном месте, и избавить предпринимателя от бесконечных хождений по организациям.

Такие центры должны быть в каждом муниципальном образовании, как, например, в Балашихинском районе.

А чтобы не затягивать этот процесс, начать надо с создания областного центра регистрации.

Одновременно надо разрабатывать экономические и организационные механизмы, позволяющие начать и развивать свою деятельность.

Одновременно необходимо повысить требовательность к самим предпринимателям.

Смешно сказать, но средняя заработная плата на малых предприятиях не превышает трех тысяч рублей, что вдвое ниже среднеобластного показателя.

Сформированная в государстве система учета вообще не позволяет оценить качество работы и степень развития малого предпринимательства, определенного Президентом России как магистральное направление.

Я надеюсь, что Управление по налогам и сборам, областной Комитет государственной статистики смогут предложить систему учета деятельности малого предпринимательства в отраслевом и муниципальном разрезе, оценить вклад предпринимателей в экономику в целом и в консолидированном бюджете в частности.

Нам же, в свою очередь, необходимо сформировать жесткую систему управления данным процессом, создать необходимые саморегулируемые структуры в отраслях и муниципальных образованиях, определить сектора экономики, где в первую очередь необходимо присутствие малого бизнеса.

Думаю, что предприниматели будут востребованы в жилищном хозяйстве, потребительском рынке, в сфере бытового и социального сервиса.

Современная экономика не может существовать без развития инфраструктуры, позволяющей с одной стороны сконцентрировать финансовые ресурсы, с другой обеспечить их рациональное и эффективное использование.

В этой сфере, надо сказать, предстоит сделать многое.

Во-первых. Необходимо приступить к созданию областной банковской и финансовой системы (из 42 банков, зарегистрированных на территории области осталось 18).

Большая часть экономики области обслуживается 150 филиалами московских банков.

Необходимо сформировать областную систему пенсионного обеспечения, основанную на базе негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний по обслуживанию пенсионных накоплений жителей области. Таких компаний в области только две. Это очень важно.

Требует существенного развития весь спектр рынка страховых услуг, что потребует привлечения в область мощных страховых компаний.

Привлечение инвестиций в область, в том числе средств населения, которых насчитывается более 60 миллиардов рублей, свободных средств предприятий и организаций области требует создания рынка инвестиционных и трастовых услуг.

Огромна потребность в услугах аудиторских, оценочных и консалтинговых фирм.

Первые шаги в этом направлении сделаны.

Введение в области системы аккредитации позволило привлечь на рынок области более 200 компаний.

Однако этих мер недостаточно.

Необходимо построить сеть современных офисных комплексов, создать систему преференций, которые привлекут крупные финансовые структуры, консалтинговые фирмы в Московскую область.

При всей важности преобразований в реальном секторе экономики основной задачей Правительства области остается развитие социальной инфраструктуры, социальной защиты населения, соблюдение социальных гарантий жителям области независимо от места их проживания.

За последние годы многое сделано по совершенствованию социального сектора области.

Система образования Московской области признана лучшей в России.

Накопленный потенциал позволяет реализовывать все инновационные проекты Министерства образования Российской Федерации.

Создана система полномасштабной переподготовки преподавателей по работе с современными информационно-технологическими системами.

Более 80 процентов городских и более 50 процентов сельских школ укомплектованы информационно- вычислительной техникой.

О качестве образования в области свидетельствуют цифры:
916 учащихся, получивших аттестаты об окончании школы в 2003 году, награждены золотыми медалями, 3594 человек серебряными;
29 учеников стали победителями Всероссийских и международных олимпиад.

Заметно активизировалась работа Министерства культуры области и органов культуры муниципальных образований.

В истекшем году проведено более 100 тысяч культурно-массовых мероприятий.

Растет количество творческих коллективов, зачастую конкурирующих с маститыми коллективами.

Завершается работа по формированию медицинских округов, что позволит значительно усовершенствовать организацию лечебной помощи населению.

Высокими темпами идет переоснащение лечебных учреждений современным медицинским оборудованием, повсеместно решены вопросы питания больных, обеспечения элементарными условиями содержания, медикаментами.

Бюджет области полностью взял на себя медицинское страхование неработающего населения.

Огромную помощь в модернизации лечебной базы оказывает Московский областной фонд обязательного медицинского страхования, направивший на эти цели более 250 миллионов рублей.

Приняты решения и уже осуществляется реконструкция областных институтов МОНИКИ и МОНИИАГа.

Ширится движение по развитию в области физкультуры и спорта. Реконструируются и строятся новые объекты. Наши областные команды и спортсмены успешно представляют область на российских и международных спортивных аренах.

В занятия физкультурой и спортом все активней включается молодежь.

Но, наверное, самой благородной задачей, определяющей моральное здоровье нации, является забота о стариках, сиротах, людях, по тем или иным жизненным причинам неспособных активно участвовать в жизни.

Более 175 категорий граждан пользуется различными льготами. Из них 64 категории получают областные льготы.

Повсеместно открываются учреждения социальной помощи населению, решаются вопросы обеспечения инвалидов ортопедическими и протезными средствами, средствами передвижения.

Более 118,7 миллионов рублей направлено на оказание ортопедических услуг и приобретение средств помощи инвалидам.

Особой заботой окружены участники Великой Отечественной войны и лица, приравненные к ним.

В 2003 году все ветераны войны были обеспечены телефонной связью. В настоящее время Правительство решает вопрос об освобождении данной категории граждан и от оплаты жилья.

Вместе с тем, предстоит очень большая работа по созданию социальной инфраструктуры, отвечающей современным требованиям и удовлетворяющей возрастающим потребностям населения.

Проблемы, сопровождающие развитие социальной инфраструктуры, лежат, как правило, не в методологической, а в организационно-экономической сфере.

Именно этим аспектам работы необходимо уделять особое внимание при формировании структур министерств и ведомств социального блока.

Более 50-ти процентов консолидированного бюджета области направляется на содержание социальной сферы.

Однако, этих средств явно недостаточно для проведения капитального ремонта зданий и сооружений, строительства объектов современного типа.

Темпы роста платных услуг в отраслях социальной сферы остаются низкими и не превышают 5-ти процентов в год. А в сфере культуры они снизились, по сравнению с прошлым годом, на 13 процентов.

На пять процентов снизились санаторно-оздоровительные услуги. Такое впечатление, что этой сферой в области никто не занимается.

Необходимо в ближайшее время разработать программу развития платных услуг в социальной сфере. Программа должна решить вопросы оптимизации сети бюджетных учреждений, сокращения расходов на их содержание, установить перечень платных услуг и определить ценовую и тарифную политику.

Данная работа поручается Министерству экономики, естественно, с участием отраслевых министерств и ведомств.

Важнейшей задачей 2004 года является перевод финансирования учебного процесса на областной уровень, создание единой территориальной системы государственного образования.

В целях обеспечения равного доступа населения к культурным богатствам области необходимо разработать программу гастрольной деятельности лучших творческих коллективов и театров. Причем с не меньшим энтузиазмом, как гастроли столичных представителей эстрады.

Мы много говорим об историко-культурном наследии области, однако работа по созданию передвижных выставок культурных ценностей, находящихся в хранилищах до сих пор не организована.

Также не решена проблема включения в школьные программы уроков исторического и культурного наследия области в музеях и исторических местах Подмосковья.

Предъявляя высокие требования к работникам бюджетной сферы мы должны принять исчерпывающие меры для их социальной защиты.

В 2004 году заработная плата работников бюджетной сферы должна составить 8 тысяч рублей, в 2005 году 10 тысяч рублей.

Эта важнейшая задача, и все мы должны добиться её исполнения.

Вторая задача, которую я считаю мы в состоянии решить, это- ликвидация очереди на жилье работников бюджетной сферы.

Источниками достижения этой цели должны стать доходы от реализации инвестиционных контрактов, запуск системы внебюджетного жилищного строительства, системы ипотечного кредитования.

Причем предоставление и погашение ипотечных кредитов должно быть четко увязано со стажем работы человека в бюджетной сфере.

В 2003 году в результате кропотливой работы было подписано Трехстороннее соглашение, устанавливающее минимальную заработную плату в размере прожиточного минимума 2200 рублей. И эта задача должна быть безусловно выполнена.

Необходимо двигаться дальше. Цель этой работы формулируется просто.

Минимальная заработная плата в производственном секторе экономики должна быть не ниже двух с половиной прожиточных уровней. Это минимальная планка для нормального воспроизводства рабочей силы.

Средняя заработная плата должна достигнуть 2 евро в час. Это стандарт Евросоюза.

В 2004 году предстоит большая задача по подготовке области к отмене натуральных и обезличенных льгот и переходу на адресные социальные выплаты.

Это колоссальная организационная и экономическая задача.

Отдельного решения требует замена натуральных льгот на компенсационные выплаты категориям граждан, имеющим льготы на проезд в общественном транспорте.

Для решения этих сложных задач необходимо создать единую систему социальной защиты населения на областном уровне.

Таким образом, предлагаемая система позволит прекратить скрытое бюджетное финансирование коммерческих организаций, а жителям Московской области в действительности воспользоваться положенными им льготами и доплатами.

Особого внимания заслуживают результаты подготовки к отопительному сезону 2003 -2004 года, но об этом отдельный разговор.

Медленно проходил процесс освоения средств по реализации программы газификации городов и поселков. Несвоевременно решались вопросы по ликвидации задолженности за газ и потребленную электроэнергию. Настораживает тенденция увеличения числа отключений. Только за семь месяцев 2003 года было произведено более 11 тысяч отключений. В результате ежедневно более 50 организаций в течение суток находились без электроэнергии.

В свете новых задач претерпела ряд изменений структура Правительства.

Сформирован финансово-экономический блок, в задачу которого входит стратегическое планирование, реформирование экономических и финансово-бюджетных отношений в Московской области, т.е. то, о чем я говорил выше. Данное направление работы возглавляет Первый заместитель Председателя Правительства Московской области Кузнецов Алексей Викторович. Учитывая накопленный опыт и в целях совершенствования процесса прохождения инвестиционных проектов сформирован земельно-имущественный блок, возглавляемый Первым заместителем Председателя Правительства Московской области Пархоменко Игорем Олеговичем.

Промышленно-транспортный блок возглавил заместитель Председателя Правительства Кацыв Петр Дмитриевич. В его же ведении будут вопросы развития энергетического комплекса.

Система управления строительным комплексом и социальной сферой изменений не претерпела.

Эти блоки курируют заместители Председателя Правительства Горностаев Александр Васильевич и Кошман Сергей Николаевич, а процесс реформирования местного самоуправления будет координировать заместитель Председателя Правительства Громов Василий Васильевич.

В основе построения системы управления остается программно-целевой метод и нормативное формирование доходной и расходной части бюджета.

Вместе с тем акценты в данной работе должны быть смещены.

Областные целевые программы, финансируемые из областного бюджета, должны быть направлены на достижение конкретных результатов и построены на принципах софинансирования.

Бюджетная политика должна строиться на строгой нормативной основе, быть прозрачной и понятной всем участникам бюджетного процесса.

Работа над бюджетом 2005 года уже началась.

Она будет проводится по четкому графику и на основании экономических расчетов.

Основными задачами при разработке проекта бюджета 2005 года являются:
наполнение доходной части бюджета не менее 100 миллиардов рублей;
обеспечение финансовыми ресурсами, выполнение полномочий, определенных федеральными законами;
обеспечение финансирования государственного заказа и областных целевых программ.

Важнейшей задачей, еще раз повторю, должно быть увеличение заработной платы работникам бюджетной сферы до 10 тысяч рублей.

И самое сложное, необходимо провести огромную подготовительную работу по реализации закона о местном самоуправлении. Все это потребует слаженной работы всех звеньев управления.

Уверен, что мы сможем выполнить намеченное профессионально, в установленные сроки, без излишней политизации процесса.

Подводя итоги, хочу сформулировать конкретные и перспективные задачи, которые предстоит решать Правительству в текущем году.

Первое. Правительству, главам муниципальных образований в текущем году принять необходимые меры по сохранению и увеличению темпов экономического роста.

Второе. Формирование доходной части бюджета за счет увеличения налогооблагаемой базы и неналоговых доходов на уровне 100 млрд. рублей. Это общая задача, а персонально отвечает Кузнецов Алексей Викторович.

Третье. Подъем уровня жизни жителей Московской области. Увеличить размер средней заработной платы на менее, чем на 25%, а заработную плату работников бюджетной сферы довести до 8 тыс. рублей. Это задача всего Правительства и глав.

Четвертое. Ускорить разработку и принятие стратегических программ, законов и нормативных актов, позволяющих спланировать устойчивое развитие области в ближайшие 5 лет. Поручаю Кузнецову Алексею Викторовичу, Крымову Вячеславу Борисовичу, министрам Правительства в течение 3 месяцев разработать среднесрочную программу экономического и социального развития области и конкретизировать в областных целевых программах и программах Правительства.

Все программы должны быть жестко ориентированы на конечный результат и увязаны с возможностями бюджета, а также с привлечением внебюджетных источников, в том числе средств муниципальных образований.

Пятое. Принять исчерпывающие меры по завершению отопительного сезона этого года и, не откладывая ни на день, приступить к подготовке следующего сезона. Прошу Бешкарева Виктора Николаевича принять меры к устранению текущих недостатков и вместе с Шилиным Виктором Карповичем установить жесткий контроль за правильным и своевременным использованием финансовых средств по завершению текущего и подготовке осенне-зимнего сезона 2004-2005 года.

Шестое. Продолжение благоустройства территории населенных пунктов и зон отдыха жителей области и ее гостей. Пора уделить облику городов, поселков, деревень и мест досуга. Каждый микрорайон, каждое здание должны иметь «свое» лицо, приятное глазам и душе. Прошу глав подумать и заняться этим. Мы удивляемся, охаем и ахаем, когда видим ухоженные города в Европе, а у себя мало что делаем.внимание не только чистоте, но и эстетическому

Седьмое. Привлечение и размещение инвестиций и инвестиционных проектов. Задача Караханова Тиграна Александровича организовать привлечение в область не менее 1,5 млрд. долларов иностранных инвестиций. Внутренние инвестиции должны достигнуть уровня 100 млрд. рублей. Эта задача Кацыва Петра Дмитриевича, Козырева Владимира Ивановича, Савенко Николая Александровича, Серегина Евгения Викторовича, Фомичева Вячеслава Васильевича. Руководство этим направлением беру на себя, а координацию поручаю Министерству экономики.

Восьмое. Мы должны научиться продавать наши научные разработки, новые технологии, по большому счету, проводить «интервенцию» на внутреннем и внешнем рынках. Весь мир работает и зарабатывает на внедрении и продаже высоких технологий. Прошу Владимира Ивановича Козырева изучить и организовать эту работу.

Девятое. Крайне важно разработать программу развития и снижения дифференциации территорий. Разработать и принять необходимые законодательные акты. Каждый должен научиться жить по средствам и уметь их зарабатывать. Льготы, дотации должны иметь целью развитие экономики и социальной инфраструктуры муниципальных образований, в конечном итоге вывод их на самодостаточность.

Координирует эту работу Министерство экономики.

Десятое. В этом году мы должны провести подготовительную работу по реализации закона о местном самоуправлении. Все это требует слаженной работы всех звеньев управления. Ответственный Василий Васильевич Громов.

Одинадцатое. Формирование инфраструктуры платных услуг, развитие туризма, гостиничных, санаторно-оздоровительных услуг, бытового обслуживания. Эта задача блока, возглавляемого Кошманом Сергеем Николаевичем, Министерства экономики, комитетов по туризму, предпринимательства, потребительскому рынку.

Двенадцатое. Это ускорение темпов газификации области и реформирования жилищно-коммунальной сферы. Ответственные Горностаев Александр Васильевич, Бешкарев Виктор Николаевич и Большаков Дмитрий Александрович.

Тринадцатое. Создание благоприятных условий для развития бизнеса и предпринимательства. Важнейшая задача минимизация бюрократических барьеров, реализация принципа «единого окна» при регистрации своего дела. Решение этой задачи поручаю Самойленко Дмитрию Николаевичу.

Вице-губернатору Пантелееву Алексею Борисовичу обобщить материалы совещания и внести в ближайшее время на рассмотрение Правительства развернутый план действий по реализации поставленных задач.

И самое главное. Мы все и депутаты, и управленцы, и партии, и общественные силы должны сделать все необходимое по выполнению задач по подготовке и проведению выборов Президента Российской Федерации. Необходимо оказать всячески возможное содействие в организации работы избирательных комиссий и обеспечить явку избирателей в день выборов.

В этом году исполняется 75 лет Московской области.

Уверен, что Московской области есть чем гордиться и встретить праздники высокими достижениями. Решение поставленных задач будет весомым вкладом в развитие Московской области в юбилейном году.

Завершая свое выступление, хочу высказать слова благодарности Президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину, его полномочному представителю в Центральном федеральном округе Полтавченко Георгию Сергеевичу за внимание и помощь в решение многих проблем Московской области.

Слова глубокой признательности я приношу всем присутствующим в этом зале депутатам Государственной Думы, членам Совета Федерации, руководителям федеральных органов, центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, депутатскому корпусу области, главам муниципальных образований за успешную работу в 2003 году и выразить твердую уверенность, что в 2004 году мы безусловно добьемся намеченного.

Спасибо за внимание!

Вверх

© Copyright 2003
Центр электронных СМИ Московской области
Все права на мaтериалы, находящиеся на сайте bgromov.ru, охраняются
в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и
смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка
(hyperlink) на сайт bgromov.ru обязательна.
(Условия ограниченного использования материалов.)