Интернет-ресурсы московской области
Губернатор Московской области
Новости Губернатор Команда Деятельность Пресса Обратная связь Контакты


 Обращение Губернатора

 Биографический очерк

 Губернатор и местное самоуправление

 История власти

 Семья

 Интервью с Фаиной Громовой




Герб Московской области до 3 декабря 1997 года.

На геральдическом щите в центре герба смотрящий вправо Георгий Победоносец поражает дракона (змия) копьем в голову. Цвет щита - красный (смесь киновари и сурика, где сурик преобладает), доспехов Георгия Победоносца - серебряный, копья - золотой, конь - белого цвета, снаряжение коня - золотого, середина седла - красная; дракон золотого цвета с зелеными крыльями. Щит обрамлен дубовыми ветвями, перевитыми трехцветной лентой в цветах Российского государственного флага. На обрамлении щита симметрично расположены эмблемы - гербы старых уездных городов Московской губернии, входивших в Московское княжество, а позднее в Московскую губернию (справа сверху по часовой стрелке: Дмитров, Сергиев - Посад, Коломна, Кашира, Серпухов, Верея, Можайск, Звенигород, Волоколамск, Клин).

История власти

Cистема власти продолжала складываться в Москве при Петре Великом. В 1708 г. была образована Московская губерния. Столичные функции в это время все активнее переходили к Петербургу, значение Москвы как старой столицы значительно уменьшалось.

В составе губернии было 39 городов. Просуществовала она с таким названием вплоть до 1929 г., когда была преобразована в Московскую область, границы которой не совпадали с прежними границами губернии. В 1782 г. губерния была преобразована в наместничество, во главе которого стоял наместник.

В 1802 г. императором Александром I наместничество было вновь преобразовано в губернию в составе 13 уездов и города Москвы.

Губернией управляла губернская администрация. Во главе ее стоял генерал-губернатор, назначавшийся императорским указом и лично ему подчинявшийся. Генерал-губернаторская должность была высшей в городской и губернской администрации. Первым московским генерал-губернатором был Иван Федорович Ромодановский (1727-1729 гг.)

При императрице Екатерине II (в 1770-80-х гг.) была проведена реформа местного управления («Учреждения для управления губернией Всероссийской империи от 7 ноября 1775 г.»). Начальник Москвы и Московской губернии стал именоваться главнокомандующим, который в начале XIX столетия был переименован в военного генерал-губернатора.

При нем был еще и гражданский губернатор, который вплоть до начала XIX столетия носил звание начальствующего гражданской частью в Москве и Московской губернии.

На должности генерал-губернаторов Москвы назначались люди не только имеющие опыт военной жизни, но и талантливые, инициативные администраторы. Генерал-фельдмаршал Иван Петрович Салтыков, кстати говоря, сын московского главнокомандующего генерал-фельдмаршала П. С. Салтыкова, занимал должность московского военного губернатора и начальствующего в Москве и губернии по гражданской части (1797-1804), то есть две должности эти совмещал. Первый военный губернатор Москвы И. П. Салтыков был кроме того президентом Департамента Комиссии по снабжению столичного города Москвы припасами. По его инициативе начались работы по возобновлению земляного вала вокруг Кремля и Китай-города, прокладка Водоотводного канала очень полезного для города гидротехнического сооружения, регулирующего весенние паводки. Салтыков соорудил в Москве значительное число общественных зданий, имевших определенную социальную направленность «главная госпиталь» в Лефортове, Вдовий дом, Екатерининский институт благородных девиц. Только тяжелое состояние здоровья заставило Салтыкова покинуть городское хозяйство за год до смерти.

Губернаторский пост в Москве дважды за свою жизнь занимал граф Александр Борисович Бутурлин, при котором в Москве состоялась коронация императрицы Екатерины Великой. Бутурлин прославился как полководец во время победоносной Семилетней войны с Пруссией.

Среди наиболее известных деятелей отечественной истории, занимавших должность московского генерал-губернатора, можно выделить В. М. Долгорукова-Крымского, П. Д. Еропкина, Ф. В. Ростопчина, при котором Москва значительно украсилась и благоустроилась после нашествия наполеоновских войск, Д. В. Голицына, без малого четверть века занимавшего свой почетный пост, А.А Закревского, получившего за свое самодурство прозвище «московский паша», В. А. Долгорукова, одного из создателей системы городского самоуправления, занимавшего должность более 25 лет и пользовавшегося большой любовью и уважением москвичей, великого князя Сергея Александровича, павшего от рук революционера И. Каляева.

Иосиф Иванович Мрозовский командующий войсками Московского военного округа, генерал от артиллерии, 2 октября 1915 г. императорским указом получил права генерал-губернатора.

Официальной резиденцией московских генерал-губернаторов был губернаторский дом на Тверской, 13. Это выдающийся памятник архитектуры эпохи классицизма, выстроенный по проекту крупнейшего московского зодчего второй половины XVIII века М. Ф. Казакова.

В советское время этот уникальный памятник зодчества, в котором частично сохранились парадные интерьеры, был подвергнут коренной перестройке. В 1929-1930 гг. были сломаны его боковые крылья. При расширении улицы Горького (советское название Тверской) здание было передвинуто на несколько метров в глубину участка.

В 1946 г. по проекту архитектора Д. Н. Чечулина оно было надстроено с полной переделкой главного фасада.

В марте 1917 г. в здании разместились Советы рабочих и солдатских депутатов, затем сюда въехал Моссовет.

Аппарат генерал-губернатора был сравнительно невелик. В его распоряжении были Управление московского генерал-губернатора, в состав которого входили офицеры и чиновники по особым поручениям, и Канцелярия. Существовала также служба гражданского губернатора и вице-губернатора, но на них были возложены исключительно исполнительные функции, а также все канцелярские вопросы и замещение генерал-губернаторов во время их отпусков или служебных командировок в Петербург.

Для решения отдельных вопросов деятельности городского хозяйства и городского управления на протяжении XVIII и XIX столетий неоднократно создавались различного рода комитеты коллегиальные органы городского управления, как правило, работавшие недолгий срок. Для выполнения определенной задачи также создавались комиссии коллегиальные совещательные органы. Решение об их образовании принимало, как правило, правительство.

Оно подтверждалось императорским указом.

Среди комиссий, работавших в разные годы в Москве, можно отметить как весьма дельные, так и откровенно комичные.

Комиссия для устройства городов С.-Петербурга и Москвы, в частности, занималась определением причин частых пожаров в Москве. Император Павел I признал ее существование «более ненужным». Комиссия, учрежденная для предохранения и врачевания от моровой заразительной язвы, боролась в Москве с чумой. Комиссия для строения казарм для войск Москвы освободила городских обывателей от постоя солдат.

Комиссия для «исследования поведения некоторых их числа тамошних жителей и поступков их во время занятия столицы неприятелем» выявляла агентов Наполеона в Москве. Комиссия для рассмотрения прошений обывателей Московской столицы и губернии, потерпевших разорение от нашествия неприятельского, оказывала москвичам помощь при восстановлении домов после пожара 1812 г. Комиссия для строения Москвы, действовавшая с 1813 по 1843 гг., способствовала восстановлению не только частных, но и общественных зданий в городе после наполеоновского нашествия.

Следственная комиссия для открытия лиц, занимающихся в Москве торговлей рекрутами, упорядочивала призыв в русскую армию. Высочайшая комиссия, учрежденная в Москве для приведения в порядок счетов Московской городской думы о недоимках и невыполненных расходах, пыталась в XIX столетии привести в порядок городской бюджет. Комиссия для исследования подделки виноградных вин в Москве занималась улучшением качества поставляемого в город спиртного.

Следственная комиссия для разыскания подозрительных людей в Москве была образована графом А. А. Закревским «с целью искоренения зла, происходящего от воровства, в самом его корне». Казалось, такого рода комиссия могла бы работать в Москве постоянно, но она, увы, не прослужила и шести лет.

В середине XIX столетия экология Москвы находилась в таком тяжелом состоянии, что была создана комиссия для осмотра береговых земель и устроенных на них фабрик. Комиссия исследовала стоки от частных домов и фабрик, расположенных по берегам Москвы-реки и Яузы. Позднее она была преобразована в комиссию, учрежденную для сопоставления проектов об уничтожении причин, способствующих порче воды в реках, протекающих по Москве.

Комиссии занимались и вопросами жизни общества, различных социальных групп населения. Так, действовала временная комиссия для словесной расправы между нанимателями и рядчиками и рабочими или мастеровыми в Москве.

Революционное время породило иные комиссии. Так, действовали комиссия по оказанию помощи пострадавшим от беспорядков, бывших в декабре 1905 г. в Москве, и комиссия по изысканию наиболее целесообразных мер по очищению Москвы от появившихся тогда в огромном количестве лиц, не имеющих определенных занятий, дерзко пристающих к проходящим и своими безобразиями нарушающих общественное спокойствие в Москве.

Во время Первой мировой войны действовали две комиссии о дезертирах при Московском комендантском управлении и московская окружная комиссия по оказанию педагогической помощи детям лиц, участвующих в войне и непосредственно от нее пострадавших.

Наконец, действовала комиссия по охранению стены Китай-города от незаконной эксплуатации ее посторонними лицами, то есть по сохранению исторического памятника.

Комитетов в Москве действовало сравнительно немного. Все они существовали в XIX начале XX столетия. Комитет для уравнения городских повинностей занимался проблемами упорядочения системы городских налогов. Московская городская дума требовала к себе непрестанного внимания так она была слаба. Для нее создавались комитет для рассмотрения доходов и расходов Московской городской думы, комитет для отвращения расстройства в хозяйстве Московской городской шестигласной думы.

Комитетам отводилась важная роль в решении вопросов здравоохранения жителей города. Так, действовал временный комитет для принятия мер против эпидемической холеры. Более полувека здоровьем московских дам легкого поведения занимался московский врачебно-полицейский комитет, созданный «для надзора за состоянием публичных женщин».

Московский комитет о просящих милостыню на протяжении почти шести десятилетий решал вопросы содержания нищей братии столицы в работных домах и богадельнях. Любопытно, что для этого городское нищее сословие было разделено на четыре разряда и для каждого были выработаны свои меры воздействия. Ряд комитетов был создан в городе в период между Февральской и Октябрьской революциями 1917 г.

Первый общегородской административный исполнительный орган, подчинявшийся генерал-губернатору, был создан в 1722 г. Это была полицмейстерская канцелярия во главе с обер-полицмейстером.

В XVI-XVII столетии функции полиции в Москве выполняли Земский приказ и находившиеся у него в подчинении объезжие головы. Непосредственно караульную службу в Москве несли стрельцы.

В ведении учрежденной Петром Великим в 1722 г. обер-полицмейстерской канцелярии находились «съезжие дворы» подобие будущих полицейских частей и наших отделений милиции. В 1731 г. Москва была разделена на 12 команд, каждой из которых выделялся определенный участок городской территории и собственный съезжий двор. Вплоть до 1782 г. полицейская канцелярия выдавала разрешение на городское строительство. Затем эти функции перешли к созданной Управе благочиния.

К середине XIX столетия сложилась следующая структура городской полиции. Город был разделен на полицейские отделения, во главе которых стояли полицмейстеры. Отделения делились на полицейские части во главе с частными приставами. Части на кварталы с квартальными надзирателями во главе (3 отделения, 17 частей, 90 кварталов).

«Положение о Московской городской полиции» от 5 мая 1881 г. изменило структуру полиции, в которой стало 17 частей и 40 полицейских участков.

1 января 1905 г. функции полиции перешли к градоначальству. Во главе этого учреждения стоял градоначальник. Градоначальство располагалось в прекрасном классическом особняке на Тверском бульваре.

После Февральской революции полицейские участки были заменены на комиссариатские участки.

Система городской власти сложилась в Москве при Петре Великом. Именно тогда началось разделение властей на законодательную и исполнительную. За образец Петр брал европейский принцип построения городского самоуправления. Во главе исполнительной власти любого западноевропейского города стояла Ратуша, а ее руководители, как правило, выбирались из представителей купеческого и ремесленного сословия. Первоначально Петр I стремился устроить и московскую систему самоуправления в расчете на столичное купечество и фабрикантов, для того чтобы в городе активнее развивалось как производство, так и торговля, являвшиеся основой для налогообложения.

В 1699 г. по указу Петра Великого в Москве была создана Бурмистрская палата, вскоре переименованная на европейский манер в Ратушу. Бурмистр, или бургомистр, глава исполнительной власти одна из основных должностей самоуправления посадского населения города. Должность эта была выборной, но жалование бурмистры получали из городских доходов. Бурмистры производили раскладку налогов на все население посадов города и следили за соблюдением государственных монополий.

В 20-х годах XVIII столетия Ратуша была преобразована в городской Магистрат.

Городское общественное управление осуществляла Московская Городская дума, которая являлась распорядительным органом городского самоуправления. Во главе Думы стоял городской голова. Должность эта была учреждена при императрице Екатерине Великой в связи с предполагавшимся избранием в Комиссию для составления нового Уложения представителей городов. Первым городским головой Москвы был князь А. А. Вяземский, избранный на эту должность весной 1767 г.

Позднее он руководил ведомствами юстиции, внутренних дел и финансов страны.

Городское самоуправление столицы меняло свои формы и методы работы, а равно и названия своих органов на протяжении XVIII-XIX веков с завидным постоянством. Императорская власть все время старалась ограничить муниципальные свободы, так что «война с Петербургом» то затихала, то обострялась вплоть до дня свержения самодержавия. Городское самоуправление Москвы лишь с принятием «Городового положения» 1862 г. получило определенные права, позволявшие реально руководить сложным городским хозяйством.

Соответственно и городские головы в жизни второй столицы вплоть до середины XIX столетия были фигурами весьма малоприметными. Первым был избран на эту должность именитый гражданин, коллежский асессор Д. Д. Мещанинов.

Общие принципы городского общественного управления в России были заложены в годы правления Екатерины II. В апреле 1785 г. «Грамота на права и выгоды городам Российской Федерации» (Жалованная грамота городам, или Городовое положение 1785 г.) впервые провозгласила единый порядок самоуправления и стала основой русского городского законодательства.

Городское положение 1785 г. определяло город «как юридическое лицо, как особую местную общину, имеющую свои, особые интересы и нужды» и вводило следующую систему органов городского самоуправления: Общая городская дума; Шестигласная дума; Градское общество.

Наряду с Общей городской думой был создан еще один орган общественного самоуправления Градское общество. Участвовать в собраниях Градского общества могли все горожане, но право голоса получали лишь достигшие 25 лет и владевшие капиталом, приносящим не менее 50 рублей дохода в год.

Общая городская дума в Москве была торжественно открыта 15 января 1786 г. в присутствии московского губернатора В. П. Лопухина, городского головы С. Д. Ситникова и 78 гласных.

В Москве Общая городская дума прекратила свое существование в 1786 г. Официально Московская городская Дума была упразднена указом Павла I от 17 января 1799 г. В апреле того же года вступил в силу «Устав столичного города Москвы», который для хозяйственного управления городом учреждал ратгауз, состоявший из коронных и выборных чиновников во главе с президентом, назначенным указом императора. Однако уже в 1801 г. Александр I Манифестом от 2 апреля восстановил действие Городового положения 1785 г. и тем самым подтвердил его «непреложность и неприкосновенность».

С этого времени русские города юридиче-ски управлялись на принципах общественного самоуправления, однако в действительности самостоятельность городской представительной власти была сведена до «возможного минимума».

Городовое положение 1862 г. заменило Шестигласную думу на распорядительную, которой предоставлялись большие полномочия. Распорядительная дума была органом исполнительной власти, тогда как вопросы законодательства, то есть принятия общих решений по тем или иным вопросам, отнесены были к ведению Общей думы как высшего звена общественного управления.

Городовые положения 1862 и 1870 гг. значительно изменили статус не только Думы, но и городского головы. Голова избирался сроком на 4 года из двух кандидатов от лица всех городских сословий. Был установлен высокий имущественный и возрастной ценз для выборщиков. К выборам допускались лица, платившие в городскую казну налоги и сборы. Городовое положение 1892 г. резко ограничило круг лиц, допущенных к выборам городского головы и гласных Думы. Был поднят имущественный ценз, который заменил ценз налоговый.

С 1872 г. главным распорядительным органом московского городского самоуправления стала Городская дума, при которой был создан исполнительный орган городская Управа. Московское губернское по городским и земским делам присутствие, во главе которого стоял губернатор, осуществляло надзор за законностью деятельности городского самоуправления.

Городовое положение 1892 г. (действовавшее до 1917 г.) значительно урезало права городского самоуправления и в очередной раз резко сужало круг избирателей. Над городским самоуправлением был учрежден жесткий государственный контроль. Кандидатура московского городского головы после выборов утверждалась самим императором. Городской голова считался государственным служащим.

В его обязанность входило ведение заседаний Думы, контроль за выполнением решений и многочисленные представительские функции.

Во второй половине XIX столетия должность городского головы считалась почетной. Ее занимали такие выдающиеся общественные деятели, как князь В. А. Черкасский, профессор Б. Н. Чичерин. С 1876 по 1882 год городским головой был Сергей Михайлович Третьяков один из братьев-основателей знаменитой Третьяковской галереи.

Среди самых ярких представителей городского управления можно назвать князя Владимира Михайловича Голицына, который занимал многие должности в системе городской власти. Он был московским губернатором, но прежде чем занять столь ответственную должность, прошел все ступени городской бюрократической лестницы. В 1897 г. он был выбран на должность московского городского головы и оставался в ней два срока вплоть до 1905 г. Среди немногих жителей Белокаменной ему было дано звание Почетного гражданина Москвы, а Городская дума заказала его портрет В. А. Серову для украшения зала заседаний (в современную Думу он так и не востребован). Среди немногих научных источников по истории городского управления Москвы XIX начала XX столетия его мемуары являются самыми важными как по полноте, так и по точности изложения.

К сожалению, опубликована только незначительная их часть, а остальная находится в рукописи. Современники оставили такое определение деятельности князя В. М. Голицына на посту московского городского головы: «Он принял город с керосиновыми фонарями и водоразборными фонтанами, а оставил с телефоном и водопроводом».

Городская дума содействовала развитию московского хозяйства, общего благоустрой-ства города. На эти цели выделялись весьма значительные суммы. Как вспоминал князь В. М. Голицын, городское самоуправление постоянно подвергалось мелочным придиркам со стороны чиновников из Петербурга, нападкам демократических изданий.

В истории московского городского самоуправления был период (1912-1914 гг.), когда из-за противостояния Городской думы и центральной власти пост городского головы оставался вакантным.

Последним городским головой Москвы был М. В. Челноков, занимавший эту должность с 1914 г. по 28 марта 1917 г. Он же был и первым комиссаром Временного правительства в Москве.

Николай Иванович Астров, принявший у М.В. Челнокова должность городского головы в марте 1917 г., был избран на нее еще по старому городовому положению 1892 г., но Дума уже считалась новой, демократической.

Февральская революция 1917 г. принесла с собой всеобщее избирательное право и пропорциональную систему выборов.

В соответствии с «Временными правилами о производстве выборов» летом 1917 г. прошли выборы в демократическую Городскую думу, большинство на которых получили эсеры. Городским головой стал В. В. Руднев.

В сентябре того же года впервые были организованы выборы районных дум Москвы, на которых большинство голосов получила партия большевиков.

8 ноября 1917 г. Городская дума была упразднена.

В период с февраля по октябрь 1917 г. в Москве установилось фактическое двоевластие. С одной стороны, городом руководили представители Временного правительства Комитет общественных организаций, районные и Городская дума. С другой все большую силу набирали Советы рабочих депутатов (создан 1 марта) и солдатских депутатов (создан 4 марта). Оба Совета первоначально располагались в здании Московской городской думы на площади Революции (затем музей В. И. Ленина), а позднее переехали в дом московского генерал-губернатора на Тверской.

С осени 1917 г. началась планомерная подготовка к вооруженному восстанию, целью которого было свержение Временного правительства.

25 октября 1917 г. в Москве был создан партийный центр по руководству восстанием. Одновременно объединенное заседание Советов рабочих и солдатских депутатов образовало Военно-революционный комитет (ВРК), который возглавил восстание.

В свою очередь, сторонники Временного правительства организовали Комитет общественной безопасности. В городе начались тяжелые бои, продолжавшиеся 7 дней и закончившиеся полной победой большевиков.

Сразу же началось формирование новых органов власти. 7 ноября были объединены Советы рабочих и солдатских депутатов, а 14 ноября первым председателем Президиума Московского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов был избран большевик, известный историк-марксист М. Н. Покровский. В Объединенный

Исполнительный Комитет Совета вошло 90 человек: 63 большевика и 27 представителей других партий.

В 1918 г. столица была перенесена в Москву. В Кремль переехало правительство молодой советской республики.

Так началась многолетняя история Москвы советской.

Большую рол в жизни города играла его партийная организация. Московский городской комитет партии постепенно возвышался не только как идеологическая, но и как основная управленческая структура города.

В первые годы советской власти руководство горкома партии сменялось довольно часто.

Сравнительно долгое время пост первого секретаря МГК КПСС занимали Л. М. Каганович, А. С. Щербаков и Н.С. Хрущев. Однако дольше всех на этой должности пребывал В. В. Гришин (1967 1985), которого сменил на этом посту будущий первый президент России Б. Н. Ельцин (1985-1987).

Во главе городского комитета партии стояли только две женщины Р. С. Землячка-Залкинд, причем она единственная занимала эту должность дважды, а также Е. А. Фурцева, позднее занимавшая должность одного из секретарей ЦК партии. Последним секретарем МГК КПСС в советское время был Ю. А. Прокофьев. С выходом Указа Президента РСФСР «О прекращении деятельности организационных структур политических партий и массовых общественных движений в государственных органах, учреждениях и организациях РСФСР» от 20 июля 1991 г. МГК КПСС прекратил свое существование.

Начавшая формироваться с 1917 г. новая городская власть Московский Совет -получила статус высшего представительного органа по управлению Москвой.

Изначально структура Совета была направлена на решение вопросов управления городским хозяйством, которое находилось в крайне тяжелом положении.

2 января 1921 г. пленум Московского и областного Советов образовал единый орган управления столицей и областью, который носил название Президиум Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов города Москвы и Московской области.

С марта 1917 г. по июнь 1991 г. Московский Совет, его Президиум или Исполком возглавляло одно должностное лицо председатель.

Название высшего представительного органа государственной власти по управлению Москвой, каковым был Моссовет, менялось на протяжении всей его истории несколько раз.

Весной 1918 г. была утверждена следующая структура Моссовета. Высшим его органом являлся пленум. Пленум избирал из своего состава Президиум и Исполнительный комитет (Исполком Моссовета).

21 апреля 1920 г. было принято постановление МГК РКП (б) об объединении партийных и хозяйственных органов городского и Московского губернского Советов. В результате был создан Московский губернский Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов и Мосгубисполком в качестве его постоянного рабочего органа. С 1929 г. он носил название Мособлисполком.

Московская городская и областная администрации разделились лишь в 1931 году.

С 1931 по 1991 год действовала следующая схема административного управления Москвой. Во главе города стоял Московский городской Совет, из числа членов которого избирались Президиум и малый Совет. Во главе Моссовета стоял избранный председатель и его заместители.

За время деятельности Моссовета выборы в него проводились 21 раз. В различных созывах количество депутатов Моссовета составляло от 800 до 1400 человек.

Значительным изменениям подвергалась структура московского городского управления после принятия Конституции 1936 г. Роль Моссовета была значительно усилена, ему были даны дополнительные полномочия.

Была установлена сессионная форма деятельности Советов. В соответствии с Конституцией Моссовет стал именоваться Московским Советом депутатов трудящихся.

Во время Великой Отечественной войны выборов в Моссовет не проводилось. Депутаты Московского городского и районных Советов работали с 1939 по 1947 год. В этот сложный период Моссовет и его рабочие органы занимались подготовкой города к обороне, решением социальных и хозяйственных проблем жителей столицы.

В октябре 1977 г. в соответствии с новой Конституцией Моссовет получил иное наименование Московский городской Совет народных депутатов. Общая структура Моссовета сохранялась. Последние выборы состоялись в марте 1990 г.

В разные годы исполнительные органы Московского Совета возглавляли многие известные деятели. В их числе: Л. Б. Каменев (Розенфельд), Н. А. Булганин, В. П. Пронин, М. А. Яснов, В. Ф. Промыслов.

В марте 1991 г. по итогам референдума были учреждены должности Мэра и Вице-мэра Москвы. Мэром стал Г. Х. Попов, а Вице-мэром Ю. М. Лужков. Исполнительную власть стала осуществлять Мэрия Москвы.

В июне 1992 г. после ухода в отставку Г. Х. Попова на посту Мэра его сменил Ю. М. Лужков.

С июня 1991 г. Моссовет был определен как высший представительный орган государственной власти в Москве.

7 октября 1993 г. Моссовет был распущен в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О прекращении полномочий Московского городского Совета народных депутатов, Зеленоградского городского совета народных депутатов, районных Советов народных депутатов, поселковых и сельских Советов народных депутатов в городе Москве».

24 октября 1993 г. была учреждена Московская городская Дума как представительный и законодательный орган власти города.

Вверх

© Copyright 2003
Центр электронных СМИ Московской области
Все права на мaтериалы, находящиеся на сайте bgromov.ru, охраняются
в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и
смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка
(hyperlink) на сайт bgromov.ru обязательна.
(Условия ограниченного использования материалов.)